ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с № 2 «СКАЗКА» Ставропольский край, г.Нефтекумск Купрова Наталья Михайловна

Аналитическая справка «Эффективность развития ИКТ технологии в образовательном процессе с детьми»

Аналитическая справка по итогам тематической контроля на тему «Эффективность развития И КТ-технологии в образовательном процессе с детьми»

 

Согласно годового плана работы МБДОУ д/с  № 2 «Сказка» на 2022-2023 учебный год, приказа  № 183 о/д от 06.12.2022г. с 19.12.2022г. по 23.12.2022 года прошел тематический контроль «Эффективность развития ИКТ технологии в образовательном процессе с детьми»

Цель проверки: выявить состояние работы по использованию ИКТ-технологии в воспитательно-образовательном процессе, позволяющее формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Использовались следующие формы контроля:

1. Оценка уровня использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО; 2. Оценка профессиональных умений воспитателя; 3. Создание условий для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

С целью реализации годовых задач по выявлению состояния работы по использованию ИКТ- технологии в воспитательно-образовательном процессе, позволяющего формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей были проведены следующие мероприятия:

- открытые просмотры НОД с детьми старших и подготовительных групп с целью применения ИКТ-технологий на занятии,

- просмотр внеурочной совместной деятельности взрослого и детей,

- анкетирование воспитателей «Уровень владения и степени использования информационных технологий в работе педагогов ДОУ», • анкетирование воспитателей «Профессиональные умения педагога по реализации ИКТ-технологии », • обследование оборудования, использующего в воспитательно-образовательном процессе,

- анализ наглядной информации для родителей.

В ходе контроля по первому вопросу «Оценка уровня использования информационно­ коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ» в соответствии с планом проверки проведены наблюдения за деятельностью педагогов с целью анализа работы по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В своей работе педагоги используют следующие средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Основные формы использования ИКТ в работе: подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности, оформление родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок- передвижек. Для этого педагоги используют принтер, компьютер, интернет; подбор дополнительного познавательного материала к НОД; оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, планирование, диагностика, отчеты); создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми, для работы с родителями; использование цифровой фото- и видео-аппаратуры; использование Интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; обмен опытом, знакомство с разработками других педагогов.

Использование ИКТ в работе с родителями приобретает особую актуальность в условиях современной жизни. Ведь занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

В работе с родителями, педагоги пользуются такими формами как: сотовая связь, приложение для смартфонов «WhatsApp» (закрытые группы); - закрытая группа родителей в социальной сети; электронная почта.

У каждого родителя есть номер сотового телефона группы (воспитателей), а в группе имеется список всех телефонов родителей.

 «WhatsApp» - приложения для смартфонов. Данные приложения позволяют совершать видео и голосовые звонки через Интернет. А также педагоги имеют возможность передавать текстовые сообщения (объявления, фото и видео с режимных моментов).

В социальной сети родители и педагоги ведут закрытые группы. В группах В Контакте родители делятся последними новостями группы детского сада, обсуждают проблемы, получают советы, обмениваются фотографиями.

В работе с детьми, педагоги используют презентации при проведении организованной образовательной деятельности (авторские занятия и презентации к ним, игры и развлечения).

Презентации используют и во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, практикумов, консультаций и других мероприятий.

Педаги используют Интернет для самообразования и используют Интернет при подготовке к образовательной деятельности, выступлениям и т.д. Педагоги ДОО являются активными пользователями Интернет-ресурсов. Это дает возможность активно обмениваться опытом с коллегами из других регионов, приобретать новые знания, повышая собственный профессиональный уровень и эффективность педагогической деятельности. педаги ведут личные сайты, публикуют авторские педагогические проекты, методические разработки, конспекты ООД, мастер-классы и т. д.

Однако данная деятельность не является системной, а носит периодический характер (данная работа активизируется в предаттестационный период).

Вывод:. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребёнка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - хороший помощник педагогам в организации воспитательно­ образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

По второму вопросу с целью оценки профессиональных умений педагогов было проведено анкетирование по определению степени использования информационных технологий. В анкетировании приняло участие 9 педагогов. При анализе результатов анкетирования были выделены 4 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно­ образовательном процессе.

Группа 1, позиция педагогов: если качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ.

Группа 2, позиция педагогов: технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, желание проходить курсы по повышению квалификации, самообразоваться в области ИКТ - не хочется др.

Группа 3, позиция педагогов: ИКТ позволяют реализовать индивидуальный стиль обучения и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Группа 4, позиция педагогов: существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Вывод: Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии - это только средство, которое никогда не заменит живое слово педагога. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

По-третьему вопросу «Создание условий для использования ИКТ в воспитательно­ образовательном процессе»: главная цель внедрения информационных технологий - создание единого информационного пространства и среды образовательного учреждения. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран.

В группах педагогами в работе используются ноутбуки, в старших и подготовительных группах - проекторы. Педагоги могут пользоваться данной техникой ежедневно.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet. Если нам удастся решить эти проблемы, то ИКТ станут большим помощником. Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий: - обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; - облегчение процесса усвоения материала дошкольниками; - возбуждение живого интереса к предмету познания; - расширение общего кругозора детей; - возрастание уровня использования наглядности на занятии; - повышение производительности труда педагога.

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.

Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом, многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется средний уровень знаний возможностей ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.

Подводя итог, можно сказать, что работа педагога не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником предшкольного образования.

Заключение: информационно - компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.

В ходе проверки выявлено:

1. В своей работе педагоги используют следующие средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, DVD плеер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

В социальной сети родители и педагоги ведут закрытые группы. В группах ВКонтакте родители делятся последними новостями группы детского сада, обсуждают проблемы, получают советы, обмениваются фотографиями.

В работе с детьми и родителями педагоги используют презентации при проведении занятий, родительских собраний, мастер-классов, практикумов, консультаций и других мероприятий. Педагоги ДОО являются активными пользователями Интернет-ресурсов.

2. При анализе результатов анкетирования выявилось, что педагоги имеют разный уровень владения ИКТ и характеризуются различным уровнем принятия значимости ИКТ в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Необходимо создать оптимальные условия для овладения педагогами и внедрения в образовательный процесс ДОУ информационных технологий.

3. При анализе материально-технической базы выявлено недостаточное количество оборудования.

В учреждении есть педагоги, считающие рациональным использование ИКТ в профессиональной деятельности и готовы и дальше совершенствоваться в освоении ИКТ.

Рекомендации:

1. старшему воспитателю Купровой Н.М., организовать деятельность по теоретической и практической подготовке педагогов с целью повышения ИКТ-компетентности.

 2. Педагогам ДОУ включать мероприятия с ИКТ при реализации деятельностного подхода в развитии детей дошкольного возраста через метод проектов, развивающие игры, индивидуально-дифференцированный подход в организации НОД с применением компьютерных технологий.

4. Оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями, педагогическим сообществом через информационное пространство.

5. Педагогам ДОУ вести регулярную работу с родителями посредством групп ВКонтакте.

Старший воспитатель

МБДОУ д/с № 2 «Сказка» Н.М. Купрова

10 мая 2023 в 10:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.