ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с № 2 «СКАЗКА» Ставропольский край, г.Нефтекумск Купрова Наталья Михайловна

Доклад «Современные формы взаимодействия с семьей»

15 декабря [вс]

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей в дошкольном учреждении помогает им увидеть многое, а сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Так же возникают трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада или наоборот участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях.

 Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

 Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

- Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

- Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

 В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». В Ст. 44 Закона говорится: «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

 В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни Дошкольного образования. 

 Цель педагогического коллектива – создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками образовательного и воспитательного процесса.

Наша задача (детского сада)– профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону.

 Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении должна решаться в трех направлениях:

- Работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

- повышение педагогической культуры родителей.

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

 Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомится с деятельность ребёнка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

 Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду необходимость всё время развиваться. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, основанные на принципах открытости, доверия и сотрудничества, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

 Всем нам хорошо известны такие достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Однако традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата.

 К современным формам взаимодействия относят 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

1. Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей:

- общие, групповые собрания;

- консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

- открытые занятия;

- мастер-класс;

- семинары.

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей .

- утренние приветствия;

- семейные проекты.

Информационно - аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить: анкетирование, тестирование, личные беседы, опрос, интервью.

 Наглядно - информационные формы взаимодействия: дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. (выставки детских работ, фотоотчеты, представленные в виде стенгазеты или слайд-шоу, видеофильмы).

 Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, которые можно закончить чаепитием

- развлечения;

- праздники

- празднование дней рождения;

- выставки;

- акции;

- конкурсы к традиционным праздникам;

- дни добрых дел.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

Данные современные формы взаимодействия позволяют родителям объективно увидеть деятельность педагога, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Мы все вместе должны стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас.

Разнообразные формы взаимодействия призваны помочь нам перевести родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активные участники образовательного и воспитательного процесса детей.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.